Памятка по организации формативного оценивания » Коммунальное государственное учреждение "Средняя школа № 13"акимата города Усть- Каменогорска
Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы
Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің
"№13 орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7 (7232) 29-42-13
Есепші:
+7 (7232) 29-54-87
Нашар көрушілер
нұсқасы
20
қыркүйек
2023

Памятка по организации формативного оценивания

Памятка по организации формативного оценивания

Планирование и организация формативного оценивания. Для того чтобы спланировать эффективный и соответствующий потребностям обучающихся процесс формативного оценивания, учителю предоставляется возможность самостоятельно определять форму, содержание и частоту, а также инструменты формативного оценивания. Учителю необходимо включить в процессы обучения и формативного оценивания все цели обучения согласно учебной программе. Для этого в помощь учителю подготовлены сборники заданий для  формативного оценивания, включающие критерии оценивания по целям обучения, образцы заданий с дескрипторами.

 Сборники формативного  оценивания  используются в качестве источника для подбора заданий при планировании урока и не требуют распечатывания. Для самостоятельной разработки заданий формативного оценивания учителю рекомендуется: 

• изучить учебную программу, учебный план и провести анализ целей обучения; 

• составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе;

  • распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков (Приложение 3) для обеспечения дифференцированного подхода в составлении заданий; 

• разработать задание в соответствии с критериями оценивания и уровнями мыслительных навыков; 

• составить к заданию дескрипторы, которые описывают основные этапы его выполнения

Используемые дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Выявленные трудности позволяют формулировать конструктивную обратную связь обучающимся и определять необходимый объем программного материала для повторного изучения. Согласно теории формативного оценивания (Уильям, 2007) предполагается три позиции организации с учетом участников процесса: оценивание учителем,  самооценивание и взаимооценивание. 

Оценивание учителем.  Многое из того, что отражено в данном руководстве характеризует процесс оценивания учителем. Поэтому от того, насколько хорошо учитель сможет понять предложенные рекомендации, адаптировать, применять и совершенствовать их зависит успешность его практики формативного оценивания. 

Самооценивание.  В школе необходимо прививать навыки и накапливать у обучающихся опыт самооценивания. Основное внимание при организации самооценивания обучающихся уделяется стимулированию саморегуляции и самостоятельного обучения. Самооценивание обучающихся способствует самоанализу сильных и слабых сторон в процессе обучения. Важно научить обучающегося объективно определять, что он знает и какими навыками владеет, определять собственные пробелы, чего в результате желает достичь. Однако существуют случаи, когда самооценка обучающихся чрезмерно завышена, либо занижена. Это снижает общий положительный эффект от проведения самооценивания на уроках. Учителя могут помочь таким обучающимся быть более объективными.

Взаимооценивание способствует приобретению таких значимых навыков как сравнение, аргументирование, коммуникация, поиск доказательств и критическое мышление. Отмечается потенциал взаимооценивания в повышении ответственности, мотивации и вовлеченности обучающихся. Получая возможность выступить в роли 16 эксперта и советника, обучающиеся сравнивают собственное понимание с видением сверстников. Все это делает взаимооценивание важным компонентом формативного оценивания. Следует отметить роль учителя в процессе взаимооценивания обучающихся. Учителю необходимо достичь понимания обучающимися целей взаимооценивания, развития и сохранения культуры в классе, предоставления четких ожиданий от взаимооценивания. Учителю важно не только инструктировать и сопровождать процесс взаимооценивания, но и отслеживать возможные последствия. Здесь необходимо задаваться такими вопросами, как, позволяет ли взаимооценивание улучшить результаты учеников, повышает ли оно взаимодействие между ними и др.

Предоставление обратной связи  В результате формативного оценивания обучающимся предоставляется обратная связь. Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с обучающимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения. При предоставлении обратной связи учителю рекомендуется: 

• отметить сильные стороны работы обучающегося;

 • избегать слов «неверно», «неправильно» без пояснения того, что выполнено неправильно;

 • давать рекомендации, каким образом можно исправить недочёты или улучшить работу обучающегося;

 • исключить использование негативных комментариев, включающих иронию, высмеивание ответа обучающегося, например, «глупый ответ», «как ты мог до этого додуматься». 

                  

Анализ результатов формативного оценивания. Один из этапов формативного оценивания – это проведение анализа результатов работ обучающихся. Анализ результатов формативного оценивания позволяет получить информацию о трудностях, с которыми столкнулись обучающиеся, и принять решения о необходимых мерах по их преодолению. Например, анализ результатов проверочных работ позволит выявить:

 • группы детей, для которых определенные задания представляют сложность; 

• отдельных обучающихся, испытывающих трудности по теме, разделу; 

• наиболее трудные, проблемные для обучающихся вопросы, задания, темы. Чтобы анализ результатов положительно влиял на практику учителя, рекомендуется:

 • определять реальную, значимую и практико-ориентированную проблему, требующую решений и действий;

 • проводить анализ для достижения конкретных целей и выполнимых задач; • основывать анализ на фактах и доказательствах