Памятка- Как проводить эффективные уроки?
Как проводить эффективные уроки?
ПАМЯТКА 1
С чего начинаем урок?
Каждый педагог должен осознавать цели образования,
видеть образ того идеального выпускника,
которого должна выпустить школа.
В противном случае, педагоги будут продолжать
воспитывать и обучать себя. А так как воспитателей много,
то они, стараясь в каждом ученике воспроизвести самого себя,
разорвут в клочки нравственную личность своего питомца.
Ключевский
Важно продумать различные приемы постановки целей урока перед учениками: устно, с помощью краткой записи на доске (заранее или по ходу озвучения), в тетрадях, с использованием интерактивной доски, таблицы и др. в опосредованной ненавязчивой форме:
- какое содержание учебного материала усвоим на уроке?
- каким познавательным умениям (интеллектуальным, практическим, ОУУН или специальным) будем овладевать?
- какой прием умственной деятельности будем отрабатывать на уроке?
- какому качеству личности уделим внимание? и т. д.
Не менее сложной для учителя является проблема согласования целей своей деятельности с целями деятельности учеников.
Цели урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвоены» (С.И. Гессен). Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его надо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспринимается как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступает как субъективная.
Например:
- хочу понять, усвоить, уяснить, что за наука история (математика, география …) и зачем ее нужно изучать;
- хочу выработать умения и навыки в постановке целей, планирования своей деятельности, получении результата, рефлексии…или овладеть системой…;
- хочу освоить технику составления плана, программы, конспектирования, тезисов содержания учебного материала и т. д.;
- хочу научиться работать в группе, общаться, задавать вопросы, вступать в диалог…
ПАМЯТКА 2
Процесс обучения должен предусматривать
не только вложение в сознание ученика информации,
подлежащей усвоению, но и анализ, сравнение
и перевод субъектного опыта каждому ученику
в систему понятий, то есть своеобразное его
«окультуривание».
И.С. Якиманская
Отбор содержания учебного материала
и условия его усвоения на уроке
Для успешной работы учителю необходимо: овладеть программой преподаваемого предмета, изучить государственные стандарты и знать уровень знаний и умений учеников по своему предмету.
Учитель отбирает в порядке значимости содержание учебного материала на урок:
• главную идею, ключевые слова и основные понятия, а также способы их раскрытия;
• вопросы, упражнения, задания разного уровня, способствующие усвоению главной идеи темы на уроке почти наизусть;
• занимательный материал.
Для формирования интереса к обучению необходимо создавать на уроке следующие условия:
• вносить элемент новизны, связывать известное и понятное содержание учебного материала с новой информацией;
• опираться на сложившиеся у ученика побуждения;
• отрабатывать изучаемое содержание на практике, привычной и понятной для ученика, соотносить его с вопросами повседневной жизни, окружающей средой, перспективами;
• организовать самостоятельную и активную деятельность учащихся;
•отмечать любые успехи в учебной работе.
Принципы отбора содержания учебного материала связаны с общими дидактическими принципами (научность, доступность, последовательность, систематичность, прочность и т. д.).
При отборе содержания учебного материала важно учитывать и закономерности процесса усвоения, то есть познания, в ходе которого ученик должен совершить полный цикл умственных действий:
• восприятие (непосредственное и опосредованное) изучаемого материала;
• осмысление (понимание изучаемого материала, создание новых понятий, нахождение взаимосвязей, выработка суждений, умозаключений);
• запоминание (первичное закрепление и последующее повторение изученного материала, перевод его из кратковременного хранилища памяти в долговременное)
• применение (выработка умений и навыков через систему упражнений);
• обобщение и систематизация знаний (укрепление информационных единиц: представлений, понятий, закономерностей, выход на систему знаний, формирование мировоззрения);
• рефлексия (самоанализ и самооценка уровня приобретенных знаний).
ПАМЯТКА 3
Выбор методов и приемов обучения
Плохой учитель сообщает истину,
хороший - учит ее находить.
А. Дистервег
Выбор методов обучения зависит от многих обстоятельств и условий протекания УВП, характера и содержания учебного предмета, т. е. конкретно от:
• уровня знаний и умений учителя;
• общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;
• отобранного учителем содержания учебного материала;
• уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей;
• роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества;
• материальной оснащенности образовательного учреждения;
• времени.
Наиболее применяемые в школьной практике традиционные методы обучения: словесные, наглядные и практические (хотя в чистом виде каждый из них практически не используется). Ими могут быть:
• рассказ (как образец речи) с целью вступления, повествования или заключения;
• беседа (разговор);
• лекция (системный характер освещения знаний);
• работа с книгой;
• демонстрация и иллюстрация чего-либо;
• лабораторный метод;
• упражнения;
• экскурсия;
• познавательные игры;
• обучающий контроль (устный, письменный, компьютерный, тестовый);
• самоконтроль.
В последнее время стали больше применять такие методы, как: учебная дискуссия, диалог, видеометод, деловые и ролевые игры и др. Важно знать, что каждый из них формирует. Например, словесный метод успешнее формирует словесно - логическое мышление, практические умения формируются репродуктивными методами, а проблемно-поисковые развивают самостоятельность мышления.
Методы по их применению на практике можно разделить на следующие группы:
• методы одностороннего представления учебного материала (преподавание): рассказ, объяснение, лекция.
Если учитель не озадачивает учащихся по ходу объяснения учебного материала:
• написать, записать, выписать;
• задать вопрос учителю, найти ответ на вопрос;
• составить краткий (подробный) план содержания, тезисы, законспектировать;
• выявить сущность проблемы и …;
• сравнить, обобщить…
то ученик просто слушает учителя или делает вид, что слушает.
Если учитель озадачивает учащихся, то метод преподавания определяет и метод учения, то есть действия ученика.
• методы двустороннего представления материала: диалог, диспут, дискуссия, «мозговой штурм», групповая работа, разные деловые игры;
• методы освещения эмпирического опыта (обмен информацией, опытом…);
• методы различных видов обучения: проблемного, эвристического, личностно-ориентированного и др.;
• методы контроля и обратной связи (беседа, консультация, тестирование, зачет, экзамен и т. д.).
ПАМЯТКА 4
Сегодня урок рассматривается
не как деятельность учителя,
а как деятельность ученика.
Формы организации познавательной
деятельности учащихся на уроке
Сущность известных форм организации деятельности учащихся на уроке.
Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Фронтальная форма организации деятельности содержит компоненты как коллективной (рядом, но не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально приходит к цели).
Индивидуальной работой считается самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает более тесное взаимодействие с учителем. И фронтальная и индивидуальная работа - это полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения.
Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата.
Коллективная деятельность возможна при следующих условиях организации работы:
• единая общая цель;
• разделение учебного труда, обязанностей, функций;
• владение разнообразными способами действий;
• изменения деятельности коллектива от уровня оптимального сочетания руководства учителя и самостоятельности учеников до уровня полной самостоятельности;
•сотрудничества и взаимопомощь.
Пример – работа над сочинением.
Командная работа – разновидность коллективной работы. Работа в группе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.
При организации групповой работы учитель должен:
• объяснить ученикам цели предстоящей работы;
• разбить учащихся на группы;
• раздать подготовленные и размноженные задания и инструкции по их выполнению для каждой группы;
• контролировать ход и результат групповой работы;
• участвовать в работе по мере необходимости оказывать помощь отдельным ученикам, консультировать, побуждать их к действию.
Кулюткин Ю.Н. в своей книге «Диалог как предмет педагогической рефлексии» выделяет следующие типы групповых форм:
• групповые дискуссии (обсуждение, диспут, дебаты, полемика);
• конструктивный поиск решений (метод «мозгового штурма», разработка проектов т. д.);
• тренинговые формы (микрообучение, психотренинги, и т. п.);
• ролевые игры (деловые, организационно-деятельностные, коммуникативные и др.).
Самостоятельная работа – особый вид любой учебной деятельности учащихся. Осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия учителя. Она наиболее отвечает потребностям ученика сделать что-то самому.
При организации самостоятельной деятельности можно воспользоваться классификацией ее типов и видов по различным основаниям:
• по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, творческие, на выбор);
• по оформлению ответов (устно и письменно, графически и практически);
• по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмыслению, применению, обобщению, систематизации, контроля);
• по месту выполнения (на уроке, дома);
• по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик);
Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:
• обобщить его и сделать вывод;
• спрогнозировать дальнейший ход событий;
• высказать мнение;
• поделиться собственным мнением в устной или письменной форме;
• сделать графические работы (построить график, вычертить схему, диаграмму, составить таблицу и др.);
• выполнить практические задания (проведение наблюдения, решить задачу, поставить опыт, эксперимент и др.).
Варианты организации самостоятельной работы ученика с учебником.
1. Извлекать нужную информацию из текста учебника (возможно после объяснения материала учителем). Задания учителя типа: найти в тексте, сопоставить, определить. Умения ученика: видеть текст целиком или по частям.
2. Находить в тексте описания имеющихся иллюстраций, рисунков, схем, таблиц для углубления или расширения знаний.
3. Для выполнения заданий, расположенных после текста, или решения задач, уравнений отобрать нужную информацию не только в данном тексте учебника, но и в содержании других текстов по теме.
4. Учить ориентироваться в тексте и справочном аппарате учебника. Для этого пользоваться предметным указателем, выделять из текста главные идеи, обобщать их, делать выборки по тому или иному вопросу.
ПАМЯТКА 5
Подарите ученику возможность
выполнить столько, сколько он пожелает.
УРОК И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание должно носить вариативный характер. Его необходимо варьировать по уровням:
Первый уровень – обязательный, его содержание обязаны знать все ученики (стандарт).
Второй уровень – обобщенный, его выполняют те, кто хорошо владеет содержанием данного предмета.
Третий уровень – творческий – для тех, кто желает знать больше предлагаемых программ.
Вести каждого ученика от простого подражания при выполнении задания к творчеству, переводить его с одного уровня работы на другой, более высокий, использовать систему усложняющих самостоятельных домашних работ: репродуктивных, познавательно-поисковых, творческих и практических – это залог развития учащихся. Отсюда необходимо определить цели и отбирать адекватные виды домашнего задания.
Цель | Виды заданий |
Усвоение фактического материала | 1. Подготовка к кратному пересказу заданного текста. 2. Подготовка к изложению вопроса, проблемы с включением материала из дополнительных источников. 3. Обобщение и систематизация изученного на уроке материала (таблица, схема, план и т. д.). 4. Ознакомление с содержанием материала, планируемого для изучения на следующем уроке. 5. Подбор материала по проблеме из различных источников по заданию учителя. 6. Заучить наизусть. 7.Сбор фактического материала по использованию теоретических знаний в практической деятельности. |
Усвоение знаний в системе | 1. Установление связей при сравнении содержание изучаемого материала с ранее изученным (сравнительная таблица). 2. Объяснение изученного материала. 3. Рассмотрение развития явления (процесса) на протяжении длительного времени. 4. Подготовка к пересказу по заданию и плану учителя или составленному самим учеником, простому или сложному. 5. Определение последовательности изученных фактов, событий, явлений, причин и т. д. 6. Составление хронологии страны, военных действий. 7. Составление понятийного аппарата. |
Формирование обобщения | 1. Упражнения в определении и формулированию выводов по фактическому материала. 2. Доказательство положения. 3. Самостоятельный анализ различных обобщений. 4. Работа с текстом для определения главного и второстепенного материала, установление связей и закономерностей. 5. Составление конспектов, тезисов сложных статей, тем учебника. |
Применение знаний | 1. Выполнение упражнений, заданий, решение задач (по образцу, аналогии, алгоритму). 2. Применение знаний, умений, но в нестандартной ситуации. 3. Самостоятельное составление задач и упражнение. 4. Практические работы, которые можно выполнить только в домашних условиях. 5. Подготовка рецензий, аннотаций на литературные, исторические и другие произведения. 6. Написание сочинений, рефератов, докладов. |
Контроль знаний учащихся | 1. Подготовка ответов (устных и письменных) на заданны е вопросы. 2. Составление тестов по определенной теме. 3. Выполнение тестов. 4. Написание отзывов на изученную тему. 5. Сочинение разного плана. |
Формирование мировоззрения | 1. Определение достоинств и недостатков, противоречий значения каких-то событий, явлений, процессов и т. д. 2. Рассмотрение в развитии событий, явлений, процессов. 3. Доказательство правильности формулировки выводов, оценки, идеи, взглядов. 4. Конкретизация изучаемого материала (или какой-то его части). |
Формы контроля учителем выполнения домашнего задания:
•• контроль наличия выполненных письменных домашних заданий у всех учащихся, а их содержание – у некоторых во время самостоятельной работы остальных учеников на уроке;
•• контроль (учителем, консультантом из числа учеников) устных домашних заданий у отдельных учащихся в период занятости других;
•• внеурочная проверка выполненных заданий в тетрадях учеников;
•• взаимоконтроль учащихся (в парах постоянного состава или в группах);
•• самоконтроль (сверка выполненного задания с образцом).
Советы учителю:
1. Не стремитесь занять все послеурочное время учеников выполнением заданной Вами домашней работы;
2. Не считайте свой предмет главным и единственным;
3. Не заставляйте учеников выкладываться так, словно кроме Вашего предмета в их жизни больше ничего не существует;
4. Помните, что у других членов педагогического коллектива такое же мнение о своем предмете;
5. Не забывайте, что главной ценностью в обучении все-таки является ученик.
ПАМЯТКА 6
Оценивание является обязательным
компонентом деятельности, ее регулятором
и показателем результативности.
Оценка используется как средство
стимулирования, ориентирования и воспитания.
В практике педагогической деятельности определен большой и разнообразный арсенал методов проверки знаний учащихся.
Наблюдение - процесс ежедневной работы учителя может не фиксировать результаты в официальных документах, а учитывать их при выставлении общей отметки.
Устный контроль - ответ на вопрос учителя на уроке, зачете, экзамене.
Формы контроля – индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный с применением различных приспособлений (карточек, игры, технических средств).
Письменная проверка – это экономичный и эффективный метод, возможно автоматизированный: перфокарты, пособия на печатной основе, дидактические карточки, программированный опрос. Активно используется сегодня и дидактические тесты:
•• набор стандартизированных задний по определенному материала, с помощью которых устанавливается степень усвоения его учащимися;
•• серия вопросов и выбор правильных из них ответов (3-5 ответов);
•• утверждения, в которых надо вставить пропущенные слова;
•• незаконченные предложения, которые надо закончить.
Наряду с оценкой учителя существует и оценочная деятельность ученика.
Самооценка – оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Самооценка – это принятие самого себя.
Для ученика самооценка выполняет ряд функций:
Констатирующая – что из изученного учебного материала я знаю хорошо;
Мобилизационно - побудительная – многое удалось, но в каком-то вопросе разобрался не до конца;
Проектировочная – что должно стать содержанием программы дальнейшей деятельности.
Самооценке необходимо учить. Формирование самооценки – трудоемкая, кропотливая и длительная работа. Главное условие – самооценке надо учить систематически. Второе условие – разработать четкие критерии самооценки, по которым ученик будет оценивать результаты своей деятельности на уроке; определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем; познакомить с ними учащихся. Третье условие – постепенное усвоение критериев. Четвертое условие – не превратить серьезное дело в пустую формальность.
Эффективность оценивания в образовательном процессе зависит от уровня компетентности учителя, соблюдения им ряда педагогических требований:
• справедливость и объективность оценки;
• учет возрастных особенностей учеников;
• учет их индивидуальных особенностей;
• положительная эмоциональная направленность оценки;
• сочетание разнообразных видов оценки;
• готовность учителя к оцениванию учащихся;
• стиль деятельности педагогов.
Совет:
1. Сначала определите, что Вы хотите проверить и оценить, чего этим достичь, определите главное для себя.
2. Проверяйте и оценивайте тщательно, регулярно и по-разному. Используйте разнообразные виды контроля.
3. Предъявляйте высокие требования, но пусть ученики знают, что для всех них открыта дорога к успеху. Используйте все методы формативного оценивания.
4. Всегда контролируйте и оценивайте также и свои собственные педагогические достижения.
Функции учителя. Учитель нового типа – это учитель, который:
1) создает условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
2) стимулирует для достижения цели, создает ситуацию успеха, поддерживает общий эмоциональный фон;
3) проводит с учениками экспертизу полученного результата.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
РАБОТЫ ГРУППЫ
ОЦЕНКА РАБОТЫ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ
Список группы | Степень активности | Генерация идей | Обоснование идей | Общий рейтинг |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6 |
ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Группа | Логика выступления | Соответствие поставленной задачи | Практическая значимость выступления | Соответствие регламенту выступления | Общий рейтинг |
«ЦЕЛИ» | |||||
«СОДЕРЖАНИЕ» | |||||
«МЕТОДЫ» | |||||
«ФОРМЫ» | |||||
«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА» | |||||
«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» | |||||
«РЕФЛЕКСИЯ» | |||||
«ОППОНЕНТЫ» | |||||
ведущий |